В психологии выделяют три основных этапа взросления человека,
которые значительно влияют на его дальнейшую жизнь. Если эти этапы
проживаются правильно, у нас открывается второе дыхание. А если
неправильно, то появляется депрессия. Именно поэтому так важно
знать, что это за переломные моменты, и быть к ним готовыми. В статье
мы расскажем, что же ждет человека после того, как он перестает быть
ребенком и вступает во взрослую жизнь.
Этап 1. Ранняя взрослость (с 20 до 40-42 лет).
Задача этой стадии - создание семьи, рождение детей. Если этот период
пройден позитивно, формируется чувство интимности, то есть
способности быть в близких отношениях с другим человеком, но при
этом оставаться собой. Если этого не происходит, наступает чувство
изоляции. Если человек не выполнил задачу этого периода, ему трудно
создать интимные отношения в будущем.
С точки зрения отношений с окружающим миром этот период принято
делить на два подэтапа.
1. 20-30/32 года. Это период, когда потребность брать из окружающего
мира с каждым годом растет и в 32 года достигает своего пика. Это
возраст, очень благоприятный для обучения. Он эгоистичен и
максималичен, возраст эксперимента с отношениями: брать и
смотреть, а где граница, насколько я могу вторгнуться в личное
пространство другого человека?
Работать преподавателем в этом возрасте крайне неполезно для
здоровья. Педагогическая деятельность – это деятельность отдающая,
а в этом возрасте обостряется потребность брать из окружающего
мира. Такой человек из-за необходимости отдавать в профессии
лишает себя личностного развития, недобирает, и у него тяжело
протекает кризис среднего возраста. Это же относится и к раннему
родительству (до 30 лет), особенно когда нет бабушек и дедушек.
Когда взрослый человек недобирает до 30 и начинает в следующем
возрастном этапе это отыгрывать, контекст уже не тот. Это выглядит
нелепо, когда 40-летний человек начинает вести себя как
эгоистичный максималист.
2. 30/32 – 40/42. В этот период потребность брать из окружающего мира
постепенно снижается, зато постепенно увеличивается, усиливается
потребность отдавать, которая достигает своего пика в 42 года. Весь
этот период – 10-летний кризис. 2-3 года мы в него входим, 2-3 года
переживаем и 2-3 года выходим. Человек проводит ревизию того, что
он имеет на данный момент, по сравнению с тем, что он хотел иметь.
Если у человека не было четких планов, он начинает сравнивать с
тем, что имеют его сверстники. Этот анализ идет по трем основным
направлениям: карьера (+ материальное благополучие и
перспектива), внешность и семейное положение. Результат этой
ревизии будет определять, как человек проживет вторую часть этого
этапа. Этот возраст, когда у нас есть колоссальные возможности
очень серьезно изменить свою жизнь. Обучение в этом возрасте
играет терапевтическую роль, позволяет быстрее и легче выйти из
кризиса. Многие в этом возрасте разводятся.
Этап 2. Средняя зрелость (с 40/45 до 60/65).
В этот период у человека формируется интерес к следующему
поколению. Возраст характеризуется высокой продуктивностью,
творчеством. Это период активной деятельности, передачи своих знаний
новым поколениям. Если период проходит неблагополучно, то
развивается стагнация, депрессия. В этом возрастном сегменте
потребность отдавать постепенно снижается. Задача средней зрелости –
максимально сохранить достигнутое, «законсервировать». В этом
возрасте для поддержания психического здоровья крайне полезна
педагогическая деятельность.
Этап 3. Поздняя зрелость (после 60 лет). Подведение итогов
жизненного пути. Если человек оглядывается назад и понимает, что все
хорошо, то формируется принятие собственной конечности, принятие
смерти. Если же он оглядывается назад и понимает, что многое не
успел, это вызывает приступ отчаяния, потому что уже ничего не
исправишь. И как результат, учащаются депрессии, суициды.
В пожилом возрасте очень полезно овладевать какими-то навыками, что-
то делать своими руками. У человека возникает потребность заниматься
продуктивными видами деятельности. Процессуальной, результативной
деятельности уже недостаточно, нужно создавать продукт, который
отделим от самого человека. Поэтому в этом возрасте люди так любят
что-то выращивать на даче. Это одна из психологических защит,
связанных со страхом смерти. Человеку становится важно, чтобы что-то
осталось после него.